Уважаемые посетители!
1 апреля 2019 года мы прекращаем поддержку старого сайта «ВСЁ БУДЕТ!» по адресу vsebudet.info. С этого адреса будет настроена автоматическая переадресация на наш актуальный сайт https://vsebudet.art
В ближайшие дни на новом сайте будет запущена простая и удобная система приёма объявлений по доступной цене.
19 июня 2014

Цвет нации

article5041.jpg

Леонид Парфёнов показал цветную Россию начала XX века, которой больше нет 

Не удивлюсь, если новую историческую документалку от Леонида Парфёнова «Цвет нации» увидели немногие: «Первый канал» впихнул её в ночной эфир, потому что широким зрительским массам такое обычно не интересно — это же не футбол. Но фильм стоит того, чтобы его посмотреть. И пересмотреть.

Почему-то принято считать, что первая отечественная цветная фотосъёмка — это Парад Победы, 1945 год. До этого примитивное раскрашивание чёрно-белых картинок, а всё дореволюционное — мутные серые отпечатки и «бегающая» кинохроника. Но всё не так: за полвека до этого появились полноцветные снимки Российской империи, не уступающие по качеству нынешним цифровым картинкам.

Учёный, химик, фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, конечно, был не первым, кто экспериментировал с цветом. Похожие технологии обкатывались в Германии, пытались снимать в ярких красках братья Люмьер. Но всё это было как-то не очень. Только нашему учёному-фотографу удалось достигнуть максимального качества цветных снимков.

Технология съёмки Прокудина-Горского напоминает современную цветовую модель RGB, которая используется в телевизорах, мониторах и мобильных устройствах. Многослойных фотоплёнок, разумеется, ещё не было, поэтому учёный использовал для работы чёрно-белые стеклянные фотопластинки, которые обрабатывал по собственным рецептам, и камеру собственной конструкции. Через фильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Всё это давало возможность делать снимки, удивительные не только по красочности, но и по чёткости: на фото, где изображён эмир бухарский в ярко-синих одеяниях, можно разглядеть рисунок на пряжке ремня.

С начала века Прокудин-Горский путешествовал по Финляндии, Санкт-Петербурской губернии, с 1905 года предпринял первое большое фотопутешествие по России, снимал виды Крыма, Кавказа, Малороссии. В 1907 году побывал в Бухаре и Самарканде. В мае 1908 года сделал известный по репродукциям фотопортрет Льва Толстого в Ясной Поляне.

В 1909 году император Николай II пригласил Прокудина-Горского выступить с показом снимков перед Императорским двором в Царском Селе. Фотограф заручился поддержкой царя для осуществления своего давнего плана — провести фотообзор Российской империи. Царь предоставил ему железнодорожный, водный и автотранспорт для путешествий, а всем местным чиновникам наказал не чинить препятствий учёному и всячески поддерживать его.

В 1909-1916 годах Сергей Михайлович объездил значительную часть России, снимая в цвете города, храмы, монастыри, заводы, людей.

Причём, что интересно, все съёмки Прокудин-Горский проводил на свои средства, не взяв ни копейки у государства. Зарабатывал он производством и продажей цветных открыток с видами империи.

После Революции Прокудин-Горский, как и множество других великих умов России, был вынужден эмигрировать. Работал с братьями Люмьер, занимался просветительской деятельностью во Франции. Умер в 1944 году в Париже.

Часть негативов фотографу удалось забрать с собой в эмиграцию. В 1948 году Библиотека Конгресса США выкупила коллекцию у наследников Сергея Михайловича, почти до конца века стеклянные пластинки лежали в архивах библиотеки. С появлением современной цифровой техники в 2000 году удалось отсканировать 1902 стеклянных негатива из коллекции и сделать из полученных материалов цифровые фотоснимки. Все файлы размещены на сервере библиотеки и находятся в свободном доступе. Работы по совмещению негативов и реставрации изображений продолжаются до сих пор.

Другая часть коллекции, оставшаяся в России, в которой были и портреты членов царской семьи, и первые опыты по созданию цветного кино, к сожалению, утеряна.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, конечно, не мог предполагать, что случится со страной уже через несколько лет, но понимал: только фотография в натуральных цветах сможет сохранить в памяти людей то, что может быть утрачено в любой момент.

В своём фильме Леонид Парфёнов рассказывает не столько о биографии учёного-фотографа, сколько о том, что той России, которая осталась на снимках Прокудина-Горского, уже не существует. Съёмочная группа фильма проехала по изображённым на фотографиях местам, чтобы с горечью констатировать: современное состояние тех церквей, храмов и городских видов вряд ли можно признать удовлетворительным. Древние города Руси угасают, а ещё через несколько десятилетий от тех архитектурных чудес не останется даже развалин. И что мы оставим потомкам? Картинки?

Антон Чусов 

ФОТО: outshoot.ru 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 785 просмотров
Комментарии (0)

Архив